Том 9, Номер 4, 2013

Содержание

Редакционная коллегия

pdf_3.png

Е. А. Юрченко
Теоретико-концептуальные основы государственного архитектурно-строительного контроля

Харьковский региональный институт государственного управления Национальной академии государственного управления при Президенте Украины
Аннотация.В статье по результатам исследования существующих понятий в области государственного управления осуществлено обобщение понятийного аппарата государственного архитектурно-строительного контроля. Дано авторское определение понятиям «государственный архитектурно-строительный контроль», «механизмы государственного архитектурно-строительного контроля», «объект государственного архитектурно-строительного контроля» и «субъект государственного архитектурно-строительного контроля». Автором определено, что основными механизмами государственного архитектурно-строительного контроля, от которых зависит развитие системы государственного архитектурно-строительного контроля, является правовой и организационный механизмы контроля. Указанные механизмы практически функционируют в виде следующих мероприятий: разрешительные процедуры, лицензирование, инспекционные проверки объектов государственного архитектурно-строительного контроля, взаимодействие органов государственного архитектурно-строительного контроля с правоохранительными органами, пресечение градостроительных правонарушений, привлечение нарушителей к ответственности, ввод объектов в эксплуатацию.
Ключевые слова: строительная сфера, государственный архитектурностроительный контроль, объект, субъект, механизмы.
 

pdf_3.png

C. А. Фесак
Оценка административно-организационного механизма государственного регулирования рынка недвижимости

Классический приватный университет
Аннотация.По результатам аналитического исследования функционирования административно-организационного механизма государственного регулирования рынка недвижимости дана оценка его современного состояния, определены составляющие административной системы государственного регулирования рынка недвижимости. Проанализированы результаты государственной регуляторной политики основных субъектов власти, определены составляющие элементы административно-организационного механизма государственного регулирования рынка недвижимости. Состояние административно-организационного механизма определено удовлетворительным. Вместе с тем определено, что на механизмы государственного регулирования влияют как позитивные, так и негативные факторы. По результатам анализа спрогнозированы благоприятные условия для развития механизмов государственного регулирования рынка недвижимости Украины, в первую очередь развитие механизмов заключается в необходимости совершенствования недостаточно развитых в настоящее время направлений государственного регулирования. Определены пути дальнейших направлений научных исследований относительно государственного регулирования развития рынка недвижимости.
Ключевые слова: рынок недвижимости, государственное регулирование, административно-организационный механизм.
 

pdf_3.png

А. И. Гнатенко
Зарубежный опыт стратегического планирования в сфере государственного управления региональным

Харьковский региональный институт государственного управления Национальной академии государственного управления при Президенте Украины
Аннотация.Обобщен зарубежный опыт стратегического планирования в сфере государственного управления региональным развитием. На основе анализа трудов выдающихся зарубежных и отечественных ученых разработаны практические рекомендации по совершенствованию данного процесса в Украине. Отмечается необходимость использования стратегического планирования как инновационного инструмента государственной региональной политики. Сформулированы рекомендации по использованию государственно-частного партнерства как основы построения эффективного диалога между государством, бизнесом и обществом; обеспечение координации стратегических документов всех уровней; введение открытости, прозрачности и гласности как неотъемлемой составляющей данного процесса. Отмечается необходимость тесной взаимосвязи науки и государственного управления по внедрению стратегического планирования устойчивого развития регионов. Определены преимущества внедрения системы «Планирование–Прогнозирование–Бюджет», отказа от стратегического планирования «от достигнутого», а также профессионализации данного процесса.
Ключевые слова: государственное управление, механизм государственного управления, региональная политика, региональное развитие, стратегическое планирование, прогнозирование, программирование.
 

pdf_3.png

С. М. Силюкова
Государственное регулирование условий инвестиционной деятельности в Украине

Классический приватный университет
Аннотация.Дается определение инвестициям, инвестиционной деятельности, а также государственному регулированию инвестиционной деятельности согласно действующему законодательству. Приводится перечень документов, являющихся основанием для принятия решения об инвестировании общегосударственных бюджетных средств. Определены инструменты, с помощью которых осуществляется регулирование условий инвестиционной деятельности (влияние на частные инвестиционные решения), и факторы, влияющие на инвестиционную политику государства. Осуществлена классификация существующих нормативно-правовых актов по признакам типов инвестиционных отношений, а именно, регулирующие: основные элементы инвестиционных отношений; инвестиционные отношения профессиональных субъектов инвестиционной деятельности; инвестиционные отношения непрофессиональных субъектов инвестиционной деятельности; инвестиционные отношения с участием государства и органов местного самоуправления; иностранное инвестирование в Украине; инвестирования из Украины; инвестиционной деятельности в отдельных отраслях экономики Украины; инвестиционной деятельности в специальных (свободных) экономических зонах Украины; режим инвестиционной деятельности на территориях приоритетного развития; режимы инвестиционной деятельности в рамках технопарков Украины. Определены этапы становления государственного регулирования иностранного инвестирования в Украине.
Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная деятельность, государственное регулирование инвестиционной деятельности, инвестиционные отношения.
 

pdf_3.png

Т. А. Куренная
Нормативно-правовая база применения внутреннего финансового контроля в аграрном секторе экономики Украины

Харьковский региональный институт государственного управления Национальной академии государственного управления при Президенте Украины
Аннотация.На сегодня в Украине законодательная база функционирования органов государственного финансового контроля не является совершенной. Реформы, которые состоялись в начале 90-х годов прошлого века, значительно ослабили роль и значимость ведомственного контроля, что привело к существенному уменьшению его влияния на предупреждение и выявление недостатков, фактов нарушений, злоупотреблений при использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов. В результате этого в аграрном секторе начали формироваться тенденции сокращения агропромышленного потенциала, ухудшения социального положения сельского населения. Факторы рыночной экономики нуждаются в существенной перестройке ведомственного контроля. Задача заключается в том, чтобы создать такую систему ведомственного контроля, которая способствовала бы ускорению социально-экономического развития села, укреплению законности, созданию рациональной и эффективной системы ведения хозяйства. Однако пока не создана новая система ведомственного контроля, необходимо совершенствовать действующую.
Ключевые слова: аграрный сектор экономики, финансовый контроль, ведомственный контроль, нормативно правовая база.
 

pdf_3.png

Г. А. Чевела
Особенности функционирования международных универсальных страховых компаний

Донецкий государственный университет управления
Аннотация.В статье рассмотрены особенности функционирования международных универсальных страховых компаний. Выявлены тенденции развития страховых компаний на глобальном уровне. В работе определена новая роль международных универсальных страховых компаний, которая заключается в том, что они выполняют функции специализированных кредитных институтов – это кредитование определенных сфер и отраслей хозяйственной деятельности. Страховые компании занимают ведущие позиции, после коммерческих банков, по величине активов и возможностью использования как кредитного капитала. В работе определен характер ресурсов, аккумулируемый страховщиками, позволяет использовать их для долгосрочных производственных капиталовложений, например, через рынок ценных бумаг. Поэтому страховые компании занимают господствующее положение на рынке свободного капитала.
Ключевые слова: страховые компании, хозяйственная деятельность, кредитные институты.
 

pdf_3.png

М. П. Макущенко
Развитие регионального механизма повышения эффективности использования рыночного потенциала строительных предприятий

Донбасская национальная академия строительства и архитектуры
Аннотация.В статье разработаны концептуальные основы регионального механизма повышения рыночного потенциала строительных предприятий региона, в который системно включены органы региональной власти, строительные предприятия области, финансовые учреждения, население. Для функционирования указанного регионального механизма предложено соответствующее организационное обеспечение: Региональный фонд развития жилищного строительства, Региональная инвестиционно-строительная корпорация, Региональный девелопер, Региональный фонд строительных инноваций, региональная система небанковских институтов ипотечного кредитования. Согласованное действие отмеченных организаций при соответствующей поддержке и участии в них региональной власти даствозможность снизить стоимость строительства и повысить платежеспособный спрос на продукцию строительной отрасли в регионе. Это позволит существенно повысить эффективность использования рыночного потенциала строительными предприятиям Донецкой области и других областей.
Ключевые слова: рыночный потенциал, строительные предприятия, региональный механизм повышения эффективности использования рыночного потенциала.
 

pdf_3.png

Ю. Л. Петрушевский
Зарубежный и отечественный опыт адаптации теплоснабжающего комплекса к рыночным условиям

Донецкий государственный университет управления
Аннотация.В статье рассмотрен опыт формирования и функционирования теплоснабжающего комплекса (ТСК) в зарубежных странах и проблемы адаптация отечественных компаний теплоснабжения к мировым стандартам. Определены факторы воздействия на теплоснабжающий комплекс страны: по степени влияния, по принадлежности к сферам общественной жизни, по направлению и масштабам действия. Проанализирован механизм инновационной деятельности, потенциальные источники финансирования инновационных направлений реформирования ТСК. Предложен комплексный подход к оценке инновационно-инвестиционного потенциала предприятий теплоснабжения, учитывающий потребности и особенности предприятий теплоснабжения и основанный на экспертном и аналитическом инструментарии с выделением значимости каждой составляющей, что позволяет определить комплексный показатель инновационно-инвестиционного потенциала. Сделаны рекомендации для формирования организационно-экономического механизма инновационного развития ТСК Украины и его дальнейшего совершенствования.
Ключевые слова: теплоснабжающий комплекс, адаптация, рыночные механизмы, зарубежный опыт, отечественный опыт, ресурсы потребителей, экономические стимулы, инвестиционная привлекательность, энергоэффективность, инновационный механизм, организационно-экономический механизм.
 

pdf_3.png

Е. А. Карлова
Особенности и потенциальные возможности развития жилищного строительства в регионах Украины

Харьковский национальный университет городского хозяйства имени А. Н. Бекетова
Аннотация.Определены основные особенности отрасли жилищного строительства, которые в работе распределены с учетом специфики организационного и экономического характера. Особенности сформированы на основе исследования нормативных основ трактований жилья и жилищного строительства с учетом исторических аспектов развития терминологии. Среди особенностей организационного характера выделены сложность и разнообразие конечной продукции, необходимость постоянного совершенствования технологии, неповторимость объектов жилищного строительства, стационарный характер строительной продукции, разнообразие участников строительного процесса. К особенностям экономического характера отнесены: относительная медлительность оборота капитала, высокую степень риска, особенности ценообразования на основе действующих нормативов. Определена роль жилищного строительства для развития смежных видов деятельности и стимулирования развития других отраслей как основы для повышения качества жизни в регионах. Доказано, что использование организационных и экономических особенностей развития жилищного строительства на региональном уровне может стать основой выявления потенциальных возможностей стимулирования его дальнейшего развития и накопления потенциала.
Ключевые слова: отрасль жилищного строительства, жилье, особенности жилищного строительства, развитие отрасли жилищного строительства.
 

pdf_3.png

М. М. Клюев
Теоретическое обоснование целесообразности государственного регулирования уровня экономической безопасности страны

Донецкий государственный университет управления
Аннотация.В статье обоснована целесообразность вмешательства государства в процессы регулирования уровня национальной безопасности страны, проанализирован генезис понятия «безопасность» с начала его использования до выделения термина «экономическая безопасность». Доказано, что уровень экономической безопасности зависит от уровня ВВП, инвестиций, инновационной активности, стагнации промышленных секторов, состояния развития банковской системы, уровня государственного долга. Определены направления формирования пороговых параметров уровня экономической безопасности страны в процессе реализации государственной стратегии экономической безопасности.
Ключевые слова: государство, экономическая безопасность, инвестиции, инновационная активность.
 

pdf_3.png

В. Р. Боделан
Особенности стиля деятельности органов государственного управления по предупреждению и защите населения от чрезвычайных ситуаций: пути его рационализации

Одесский региональный институт государственного управления Национальной академии государственного управления при Президенте Украины
Аннотация.В статье установлено, что стиль государственно-управленческой деятельности является производным от стиля управления и еще более широкого понятия «стиль». Это дало возможность охарактеризовать общий и индивидуальный стили, дифференцировать различия. А также указать на такое свойство, как научность стиля государственного управления, который наглядно раскрывает степень освоения науки, искусства и опыта управления. С учетом специфики деятельности органов государственного управления по предупреждению и защите населения от чрезвычайных ситуаций определены ключевые характеристики присущего им стиля. Предложены пути рационализации стиля государственно-управленческой деятельности: правовая регламентация, повышение эффективности управленческой деятельности, введение коллегиальности принятия решений, делегирования полномочий, информационно-аналитическое обеспечение, развитие коммуникационных связей, необходимость постоянного развития культуры каждого управленца. Отмечено, что рационализация стиля государственно-управленческой деятельности означает наращивание человеческого потенциала и его постепенное превращение в ресурс. Определены проблемы и вопросы дальнейших научных исследований – неразработанность организационно-правового обеспечения развития управленческого стиля.
Ключевые слова: стиль, стиль государственноуправленческих отношений, органы государственного управления, сфера защиты населения от чрезвычайных ситуаций, рационализация стиля.
 

pdf_3.png

Р. В. Басий
Проблемы и приоритеты государственного управления развитием медицинского образования Украины

Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького
Аннотация.В статье обосновано, что формирование приоритетов государственного управления развитием медицинского образования Украины должно исходить из систематизации соответствующих проблем, выделения порядка их важности и относительной редукции целей по их решению. Выявлено, что проблемы медицинского образования целесообразно классифицировать как организационные, кадровые, финансовые, содержательно-методические, процедурные. Доказано, что ряд проблем не требует специального вмешательства со стороны государства и может быть решен в комплексе с прочими вопросами путем реализации приоритетов государственного управления развитием медицинского образования. К последним отнесены стандартизация медицинского образования, упорядочение финансирования и взаимодействия с учреждениями практического здравоохранения, координация научно-методического обеспечения и др.
Ключевые слова: государственное управление, медицинское образование, охрана здоровья.